Агентством ТОП-ЭКСПЕРТ проведены маркетинговые исследования рынка подшипников. В результате исследования были определены ключевые факторы, влияющие на рынок подшипниковой продукции.
1. Краткий обзор рынка
По расчетам ТОП-ЭКСПЕРТ, сделанным на основания проведенных маркетинговых исследований, емкость российского рынка подшипников в 2008 году составила 1,3 млрд. долларов $. Для сравнения скажем, что объемы продаж только одной компании SKF, известной во всем мире, в четвертом квартале 2008 года составили 1,8 млрд. долларов $, что на 40% превышает емкость всего общероссийского рынка.
Около 50% реализуемых в России подшипников идут на конвейеры крупнейших предприятий, к числу которых относятся следующие заводы: Автомобильные; Тракторные; Заводы по производству сельскохозяйственной и специальной техники; Заводы оборонного комплекса, производящие военную технику по заказу Министерства обороны России; Производители электротехнического оборудования; Машиностроительные предприятия. Другие 50% товара реализуются на вторичном рынке, где подшипники покупаются нефтяными, металлургическими, другими производственными компаниями и частными потребителями, в данном случае каналами сбыта товара являются специализированные фирмы и розничные магазины.
2. Прогнозы развития рынка
Эксперты предполагают, что спрос на подшипники заметно сократится, так как этот продукт ориентирован на машиностроительную отрасль, а она в свою очередь в текущем году будет существовать заметно хуже других сегментов рынка.
Источник: Агентство ТОП-ЭКСПЕРТ
Маркетинговые исследования, автозапчасти, авторынок
3. Целевые задачи маркетингового исследования
Объем потребления в разрезе каналов распределения;
Темпы роста (по количеству и по потреблению) в разрезе типоразмеров;
Приоритетные факторы, влияющие на выбор продукта (в зависимости от места производства, сферы применения);
Выделить приоритетные бренды, пользующиеся на рынке наибольшим спросом;
Основных производителей (поставщиков) подшипников;
Описать возможности увеличения производства подшипников основных типоразмеров в России, потенциальных потребителей этого продукта, предполагаемую конъюнктуру рынка (прогноз) на 2009-2012 гг.
Определить основные STEP-факторы и степени их влияния на рынок продукта.
Гипотезы, требующие проверки:
Будет ли сохраняться тенденция замещения основных типоразмеров продукцией китайского производства? В каких сегментах имеет смысл расширять производство подшипников?
Источник: Агентство ТОП-ЭКСПЕРТ
Маркетинговые исследования, автозапчасти, авторынок
4. Описание методологии маркетингового исследования
- Качественные исследования – экспертные опросы (подробнее);
- Тайный покупатель;
- Количественные исследования по форме анкетирования (подробнее);
Целевая аудитория маркетингового исследования: производители подшипников России и стран СНГ, потребители продукции, дилеры и дистрибуторы, работающие на подшипниковом рынке.
Источник: Агентство ТОП-ЭКСПЕРТ
Маркетинговые исследования, автозапчасти, авторынок
5. Технические характеристики
Источник: Агентство ТОП-ЭКСПЕРТ
Маркетинговые исследования, автозапчасти, авторынок
Бренды первой категории:
- SKF, FAG, Timken, Koyo;
Указанные марки на российском рынке присутствуют слабо в силу своей дороговизны. Перечисленные бренды подшипников покупаются в основном нефтяными и металлургическими компаниями, для которых важно высокое качество продукта, применяемого в узлах сложного дорогостоящего оборудовании.
Несмотря на известность данных марок, зарекомендовавших себя на рынке, 80% продукции перечисленных брендов, которые продаются в России, являются контрафактным товаром, привезенным из Китая.
Бренды второй категории:
К этой категории относятся бренды российских производителей, например, заводов, входящих в структуру крупнейшей подшипниковой корпорации ЕПК. Они менее качественные и значительно дешевле марок, составляющих первую категорию.
Бренды третьей категории:
Категория включает в себя марки, произведенные в Китае. Их стоимость значительно ниже цен российской продукции, причем качество за последние годы заметно улучшилось, сейчас оно полностью соответствует российским нормам государственного стандарта.
Структурное представление подшипниковых брендов изображено на рисунке 1.
*Примечание: 90% подшипников, встречающихся в сегменте потребительского рынка, являющихся якобы подшипниками российского производства (бренды второй категории), были изготовлены в Китае, следовательно, торгуются в России как контрафактная продукция.
Источник: Агентство ТОП-ЭКСПЕРТ
7. Количественные маркетинговые исследования
В ходе маркетингового исследования было опрошено 300 представителей компаний, занимающихся реализацией подшипников на территории России. Проведенные количественные исследования показали, что около 80% подшипников, реализуемых на вторичном рынке через розничные сети, являются китайскими брендами. По результатам исследования были получены следующие данные:
Самый распространенный бренд на отечественном рынке – VBF или ВПЗ (Вологодский подшипниковый завод). Данную марку выделило большинство опрошенных респондентов, торгующих подшипниками этой марки. Рисунок 2.
Второе и третье места занимают бренды китайских производителей «Крафт» и KG.
*Примечание: По мнению некоторых экспертов рынка, бренд ВПЗ, продаваемый через розничные магазины на 90% является контрафактным.
По результату количественного исследования респондентами были выделены шариковые, конические и сферические подшипники, как имеющие на рынке наибольший потребительский спрос. Рисунок 3.
Источник: Агентство ТОП-ЭКСПЕРТ
Маркетинговые исследования, автозапчасти, авторынок
8. Сбыт продукции
Рынок подшипников подразделяется на два основных сегмента: промышленный и автомобильный. Доля автомобильных подшипников в общей структуре рынка велика и занимает около 40%.
Источник: Агентство ТОП-ЭКСПЕРТ
Маркетинговые исследования, автозапчасти, авторынок
9. Отраслевой спрос
Количественные маркетинговые исследования позволили нам рассчитать доли рынка в структуре отраслевого потребления подшипников в 2008 году.
Рынки сбыта:
Автомобильные заводы - Доля рынка 25%
Электротехническая промышленность - Доля рынка 17%
Нефтяные компании - Доля рынка 11%
Металлургические комбинаты - Доля рынка 10%
Розничные продажи (B2C сегмент) - Доля рынка 15%
Сельхозмашиностроение - Доля рынка 8%
Железнодорожная отрасль - Доля рынка 6%
Прочее потребители - Доля рынка 8%
9.1 Объемы продаж промышленных типов подшипников
Количественные исследования показали, что подшипник типа 80201 является самым востребованным подшипником в промышленном сегменте рынка. Его Россия потребляет около 25 млн. штук ежегодно. Рисунок 6.
Источник: Агентство ТОП-ЭКСПЕРТ
Маркетинговые исследования, автозапчасти, авторынок
9.2 Объемы продаж автомобильных типов подшипников
По результатам количественных исследований: подшипник 2007108 имеет наибольший спрос (подшипник ступицы для автомобиля НИВА), объем его потребления составляет около 2,5 млн. штук в год. Рисунок 7.
Обзор и анализ рынка подшипников подготовлен по результатам
маркетингового исследования, проведенного агентством ТОП-ЭКСПЕРТ.
Маркетинговые исследования, автозапчасти, авторынок
Комментариев нет:
Отправить комментарий