Некоторые компании вообще не занимаются антикризисными программами. А есть предприятия, которые разрабатывают их, но не приглашают внешних консультантов для реализации этой инициативы. Многие лидеры российского бизнеса уже пережили два кризиса (в 1998 и 2008 гг.) и полагаются на внутренние ресурсы при подготовке к новым сложностям.
Эндрю Крэнстон положительно оценивает планы российских властей по созданию государственных институтов, улучшающих инвестиционный климат. Но предлагает этим не ограничиваться.
- В 2011 г. российское правительство объявило о нескольких инициативах, призванных повысить интерес зарубежных инвесторов: это создание Фонда прямых инвестиций, развитие проекта Сколково, создание Агентства стратегических инициатив. Какой из этих проектов, с вашей точки зрения, наиболее своевременный?
Думаю, все перечисленные организации необходимы и полезны в своих конкретных сферах. В целом для увеличения объема прямых иностранных инвестиций необходимы скоординированные усилия со стороны государства по продвижению России и ее регионов как объектов инвестиций. Нужно поддерживать новых инвесторов на этапе выхода на рынок, постоянно взаимодействовать с инвестиционным сообществом. Распространение соответствующей информации о России за рубежом также имеет большое значение, поскольку в настоящее время Россия занимает нижние позиции в рейтинге Doing Business (условия ведения бизнеса) и аналогичных рейтингах.
Для достижения высокого уровня координации имеет смысл выделить специальный государственный орган, ответственный за взаимодействие с инвесторами. Он должен обладать достаточными полномочиями и ресурсами и работать как на федеральном уровне, так и в каждом регионе. А также отвечать за взаимодействие с инвесторами, с одной стороны, и за координацию государственной политики по привлечению инвестиций — с другой. Подобное сочетание функций даст возможность придерживаться подхода к привлечению инвестиций, ориентированного на инвестора.
Многие регионы уже создали такой орган на локальном уровне. Имеются достаточно удачные примеры, но в некоторых регионах таких органов либо до сих пор нет, либо они существуют только на бумаге.
- Может быть, стоит вспомнить, когда в Россию приходило больше всего инвестиций, и постараться воспроизвести эти условия?
Наибольшая инвестиционная привлекательность наблюдалась в 2006 2008 гг. на фоне устойчиво высокого роста ВВП и высокой доходности инвестиций. Если говорить о тех, кто уже вложился в Россию, то подавляющее большинство из них по прежнему твердо уверены в благоприятных долгосрочных перспективах российского рынка. Но негативные представления об условиях ведения бизнеса в России, как и прежде, отталкивают многих потенциальных инвесторов.
- Можете изложить ваше мнение об инвестиционном климате в регионах?
Картина здесь неоднородная. Как показывают наши исследования, российские регионы еще не полностью реализуют свой потенциал по привлечению прямых иностранных инвестиций, поскольку во многих принципиальных вопросах до сих пор существует разрыв между ожиданиями инвесторов и реальностью, с которой они сталкиваются.
Разумеется, с точки зрения инвестиционной привлекательности для регионов существуют объективные ограничения в виде «жестких факторов», таких как территориальное расположение, инфраструктура и людские ресурсы. Однако все инвесторы, с которыми мы разговаривали, неизменно подчеркивали не меньшее, если не большее значение так называемых «гибких факторов». Речь идет о том, насколько хорошо регион умеет рекламировать себя и как он выстраивает отношения с инвесторами с начала до конца инвестиционного процесса и в последующем. Наш опыт показывает, что в этом плане регионы очень сильно разнятся между собой. Если изменить «жесткие факторы» крайне трудно или даже невозможно, то улучшить «гибкие факторы» региональные власти могут очень быстро.
// Эндрю Крэнстон: верим в лучшее, готовимся к худшему. Деловой квартал , 24.02.2012. Эндрю Крэнстон, управляющий партнер КПМГ в России и СНГ поделился своей точкой зрения по ключевым проблемам российской экономики и рассказал, как изменились риски по сравнению с 2008 г. Россия подготовлена к новой волне кризиса лучше, чем в 2008 г., ее внутренняя ситуация с задолженностью гораздо благоприятнее, чем у большинства мировых экономических лидеров, но Эндрю Крэнстон рекомендует нашим бизнесменам быть готовыми ко всему. //
Комментариев нет:
Отправить комментарий