26.03.2009.
О компаниях и маркетинговых агентствах, занимающихся маркетинговыми исследованиями, и об отзывах клиентов, привлекающих в качестве исполнителей по проведению маркетинговых исследований. По рассуждать на тему маркетинговых исследований и о тех специалистах, которые задействованы в этой индустрии, натолкнуло следующее высказывание , увиденное на форуме о маркетинговых исследований – цитата: «Агентство "FDF roup": 60% анкет - фальсификация!!! Имеем опыт сотрудничества с агентством FDFgroup, директор Гнедков Сергей. После проведения 1770 интервью в Москве проверили результаты. 1050 анкет - фальсификат при телефонной проверке. Скажите, есть еще недовольные их работой? Нужны очевидцы, мы пишем заявление».
Но проблема не в том, что случаются недочеты в деятельности: маркетинговые исследования – это издержки рабочего процесса, брак при проведении маркетинговых исследований встречается всегда и у всех, так что понапрасну некоторые заказчики маркетинговых исследований настолько критически относятся к работе маркетинговых агентств. Многие из специалистов по маркетингу, которые могут объективно судить об этой проблеме, возможно согласятся с тем, что, самым весомым показателем работы маркетингового агентства, является не анкетный брак, важно каков процент этого брака. 60% брака из более чем полутора тысяч анкет – это случай, который ни в какие ворота не лезет, средний процент брака в количественных исследованиях должен составлять процентов 15.
Но проблема не в том, что случаются недочеты в деятельности: маркетинговые исследования – это издержки рабочего процесса, брак при проведении маркетинговых исследований встречается всегда и у всех, так что понапрасну некоторые заказчики маркетинговых исследований настолько критически относятся к работе маркетинговых агентств. Многие из специалистов по маркетингу, которые могут объективно судить об этой проблеме, возможно согласятся с тем, что, самым весомым показателем работы маркетингового агентства, является не анкетный брак, важно каков процент этого брака. 60% брака из более чем полутора тысяч анкет – это случай, который ни в какие ворота не лезет, средний процент брака в количественных исследованиях должен составлять процентов 15.
Продвигаясь далее по этой проблеме (о недовольных клиентах, заказывающих маркетинговые исследования) обнаружен еще один интересный диалог противоборствующих сторон на одном специализированном форуме по маркетинговым исследованиям – подборка цитат из монолога: «Захожу на форум часто, но обычно "не выступаю". – «предприятие, которым я руковожу НЕ ИСПОЛЬЗУЕТ И НЕ БУДЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ услуги маркетинговых исследовательских агентств. Спросите почему? - все то, что мы получали до сегодняшнего момента (были 2 или 3 попытки проведения исследования) на 95% было полное… Второе: вся ваша отрасль маркетинговых исследований (кажется так вы называете ее на форуме ГфК) имеет в России мизерный финансовый оборот в 200 млн.долларов США (ЭТА ЦИФРА НА САМОМ ДЕЛЕ ЗАВЫШЕНА) И СРАВНИМА только с 1/2 годового оборота какого-нибудь довольно посредственного рынка FMCG (мороженого например). Это - цена всех ваших усилий в России, дорогие маркетологи). С точки же зрения мирового рынка маркетинговых исследований доля российских заслуг не превышает 0,001% (деритесь за знак после запятой если хотите). В- третьих: отдел маркетинга на нашем предприятии разумеется есть. При этом в России есть и будут работать миллион предприятий успешно без нашего некачественного и дол… маркетингового консалтинга. Рынок ест конечно все, но только 10% консультантов останется. Вот с ними и будем работать… Мое предприятие в обозримой перспективе за сторонние маркетинговые исследования платить не будет категорически - негативного опыта хватило надолго. До сих пор плюемся от квалификации консультантов… - «Лично я, как менеджер предприятия, знаком с десятками руководителей успешных предприятий на данном этапе ПРЕКРАСНО ОБХОДЯЩИХСЯ без услуг маркетинговых агентств, и в то же время ощущающих перспективные потребности в этих услугах. При этом, в России, как известно, лучший источник информации – это отзывы»… - «Возможно, мое предприятие - это не корпорация Pepsi-Cola по масштабам, и нанимали мы не Nielsen по масштабам, однако Исполнитель гарантировал добросовестное (по ГК) выполнение задания в соответствии с ТЗ. Дело не в долях рынка по итогам исследования (хотя данные нам эти, разумеется, важны были для принятия стратегической программы развития предприятия- участника холдинга). В отчете не было доброй половины требуемой информации, а графики и таблицы были выполнены «левой ногой». - «ну что ж, подождем еще лет 5 может кто-то адекватный из маркетинговых агентств на рынке и появится. Возвращаясь к вопросу отзывов – нам есть чего веселого рассказать своим партнерам и конкурентам… - «я не постоянный читатель сообщений на форуме ГФК, но по мои впечатлениям отвечают там содержательно только на вопросы связанные с социологией. По деск ричерчу например либо грамотных специалистов гораздо меньше либо они где то по углам засели». «Не понимаю, почему должен доказывать элементарные вещи - а именно аксиому «если задание не выполнено - то сделано плохо». – «Наши подрядчики не справились с выполнением задания по кабинетному исследованию, так насколько помню, не предоставили полных данных по динамике объема рынка (дали данные по двум годам вместо пяти), не предоставили мотивированных прогнозов (как должны были), мониторинг оптовых цен выполнен не полностью, серьезные замечанию к формату отчета, и так далее. Если по Вашему мнению, это нормально (надеюсь, что по Вашему это как раз не нормально), то меня это минимум удивляет»… Уверен, что если Вы реально общаетесь с представителями предприятий в России, то знаете что реальный процент Заказчиков на МИ среди них не превышает 5-10%. Остальные эти МИ не заказывают, и заметьте, среди них, как ни странно есть ВЕСЬМА УСПЕШНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ». – «есть сегмент рынка не верящий в способности российских исследователей рынка - ну так сами виноваты господа, не надо де… за бешеные бабки подсовывать».
Очень все красиво и справедливо изложено с точки зрения потенциального заказчика маркетинговых исследований. Но такова практика, сложившаяся на рынке и не следует рассматривать только некачественную работу маркетинговых агентств, вопрос стоит гораздо шире. Во время сотрудничества всегда существует некая неудовлетворенность со стороны заказчика качеством маркетинговых исследований, выполненных агентством. В этой связи, многие из компаний предпочитают не обращаться к сторонним агентствам и проводят маркетинговые исследованиями своими силами – тоже выход, если ваш отдел маркетинга, состоящий, как правило, из двух - трех человек осилит объем работ, проводя еще и маркетинговые исследования помимо основной вашей работы. Вы примите аксиому, которая неоспорима: Заказать маркетинговые исследования – это равносильно вашему присутствию в школьные годы на факультативных занятиях, например, по русскому языку, что с одной стороны вроде бы бесполезно, а существующую пользу от этого мероприятия каждый для себя сам изыщет.
Да и вообще стоит отметить, поскольку многие считают, что маркетинговые исследования – это труд высокоинтеллектуальный, клиенту, что маркетинговое агентство выполнило свою работу «спустя рукава» и не представило даже малой доли того, что было прописано в техническом задании, доказать практически невозможно.
Сколько существует знатоков того или иного рынка, столько же и разнополярных мнений о рынке, которые необходимо увязать между собой и нарисовать для заказчика картину, которая давала бы полное представление о рынке с учетом всех субъективных мнений, да чтобы еще и клиенту угодить – не каждому аналитику будет под силу.
Очень все красиво и справедливо изложено с точки зрения потенциального заказчика маркетинговых исследований. Но такова практика, сложившаяся на рынке и не следует рассматривать только некачественную работу маркетинговых агентств, вопрос стоит гораздо шире. Во время сотрудничества всегда существует некая неудовлетворенность со стороны заказчика качеством маркетинговых исследований, выполненных агентством. В этой связи, многие из компаний предпочитают не обращаться к сторонним агентствам и проводят маркетинговые исследованиями своими силами – тоже выход, если ваш отдел маркетинга, состоящий, как правило, из двух - трех человек осилит объем работ, проводя еще и маркетинговые исследования помимо основной вашей работы. Вы примите аксиому, которая неоспорима: Заказать маркетинговые исследования – это равносильно вашему присутствию в школьные годы на факультативных занятиях, например, по русскому языку, что с одной стороны вроде бы бесполезно, а существующую пользу от этого мероприятия каждый для себя сам изыщет.
Да и вообще стоит отметить, поскольку многие считают, что маркетинговые исследования – это труд высокоинтеллектуальный, клиенту, что маркетинговое агентство выполнило свою работу «спустя рукава» и не представило даже малой доли того, что было прописано в техническом задании, доказать практически невозможно.
Сколько существует знатоков того или иного рынка, столько же и разнополярных мнений о рынке, которые необходимо увязать между собой и нарисовать для заказчика картину, которая давала бы полное представление о рынке с учетом всех субъективных мнений, да чтобы еще и клиенту угодить – не каждому аналитику будет под силу.
Комментариев нет:
Отправить комментарий