понедельник, 21 сентября 2009 г.

По маркетинговым исследованиям рынка сотовой связи МТС

Анализ рынка сотовой связи

По информации компании МТС (на основании маркетинговых исследования рынка связи), которая является крупнейшим оператором мобильной связи в России, Центральной и Восточной Европе по количеству абонентов. Вместе со своими дочерними предприятиями компания обслуживает 95,66 миллион абонентов (с учетом абонентов СООО «МТС» в Республике Беларусь, которые не консолидируются в финансовую отчетность). По состоянию на 31 декабря 2008 ОАО «МТС» и его дочерние компании обладали лицензиями на 82 региона Российской Федерации, в 81 из которых компания оказывала услуги сотовой связи. Дочерние компании ОАО «МТС» в СНГ осуществляют свою деятельность на территории Украины (UMC), Узбекистана (Uzdunrobita), Туркменистана (BCTI), Армении (VivaCell) а также Республики Беларусь (СООО «МТС»). Общая численность населения лицензионной территории ОАО «МТС», его дочерних и зависимых компаний составляет около 237 миллионов человек.
В России услуги сотовой связи оказывают три федеральных оператора: ОАО «МТС»,
ОАО «ВымпелКом» и ОАО «МегаФон», а также несколько десятков менее крупных
региональных телекоммуникационных компаний, работающих в различных стандартах
сотовой связи: GSM, TDMA, NMT 450 и CDMA –1х. По состоянию на 31 декабря 2008 по данным ACM Consulting проникновение услуг сотовой связи в России составило 129,4%, а общее число абонентов достигло 187,8 млн. ОАО «МТС» занимает лидирующее положение в России по количеству абонентов и занимает долю рынка 34,4%, доли рынка ОАО «ВымпелКом» и ОАО «Мегафон» составляют 25,4% и 23,0% соответственно. Численность абонентов ОАО «МТС», а также его дочерних и зависимых обществ на территории России по состоянию на 31 декабря 2008 составила 64,6 млн. К окончанию четвертого квартала 2008 лицензионный охват (2G) ОАО «МТС» составляет 82 субъекта РФ из 83. Таким образом, компания напрямую или через дочерние предприятия обладает лицензиями практически на всю территорию РФ, за исключением Пензенской области. ОАО «Мегафон» обладает лицензиями (2G) на все 83 субъекта РФ, ОАО «ВымпелКом» – на 76. Лицензией 3G на всю территорию России обладают все три федеральных оператора. Наиболее крупными рынками услуг сотовой связи на территории Российской Федерации (по количеству абонентов) являются Москва и Московская область, а также Санкт-Петербург и Ленинградская область. В Москве и Московской области по данным ACM Consulting проникновение услуг сотовой связи по состоянию на 31 декабря 2008г. составило 185,1%. Общее число абонентов всех операторов в Москве и Московской области оценивается в 31,4 млн., доля ОАО «МТС» достигает 47,4%. Проникновение услуг сотовой связи в Санкт-Петербурге и Ленинградской области по данным ACM Consulting на 31 декабря 2008 составило 166,5%, при этом общее количество абонентов составило 10,6 млн. Доля рынка ОАО «МТС» на уровне 30,8%. Наиболее значимым из региональных рынков (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга) является Краснодарский край (с учетом Республики Адыгея), в котором количество абонентов сотовой связи по состоянию на 31 декабря 2008, по оценкам ACM Consulting превысило 7,2 млн., а уровень проникновения составил 139,6%. Кроме того, в 14 регионах РФ численность абонентов операторов сотовой связи превысила рубеж 3 млн.: Нижегородская область, Республика Татарстан, Республика
Башкортостан, Самарская область, Саратовская область, Волгоградская область,
Ростовская область, Челябинская область, Пермский край, Новосибирская область,
Красноярский край, Кемеровская область, Иркутская область, Приморский край, а в
Свердловской области достигла уровня 5,4 млн. По итогам 4 квартала 2008г. количество абонентов дочерних и зависимых компаний. ОАО «МТС» в странах СНГ составило: Украина (UMC) – 18,1 млн., Узбекистан (Uzdunrobita) – 5,6 млн., Туркменистан (BCTI) – 927 тыс., Армения – 2,0 млн., Беларусь (СООО «МТС», не консолидируется в финансовую отчетность) – 4,3 млн.

Маркетинговая стратеги на рынке связи
Лидерство и инновационность – идеология компании, которой ОАО «МТС» планирует
придерживаться и в 2009 году. В настоящее время, несмотря на развитие негативных
тенденций на мировых рынках капитала, ОАО «МТС» сохраняет оптимизм в оценке
дальнейшего развития ситуации и видит в кризисе возможность мобилизовать
имеющиеся ресурсы и значительно повысить операционную эффективность. Вывод
высококачественных продуктов и услуг на рынок и создание новых тарифных планов с
опережением конкурентов, создание собственной крупной розничной сети под брендом
МТС, достижение лучшего восприятия качества услуг абонентами, увеличение
активной абонентской базы – основные задачи 2009 года. Основными направлениями деятельности для удержания значений основных финансовых показателей, в частности, рентабельности по OIBDA на уровне, соответствующем ожиданиям инвесторов, является оптимизация расходов, фокусирование инвестиций на стратегически важных направлениях, обладающих существенным потенциалом роста, таких как строительство сетей связи третьего поколения (3G), инвестиции в контент, в проекты, связанные с увеличением емкости сети и географии покрытия, а также проведение мероприятий, направленных на удержание показателя ARPU, отражающего уровень дохода на одного абонента. Для стимулирования ARPU компания продолжает разработку сегментно-
ориентированных маркетинговых предложений. В результате их реализации абоненты
получают возможность пользоваться набором сервисов, которые предназначены для
удовлетворения специфических потребностей конкретного потребительского сегмента.
Кроме того, ведется работа по расширению портфеля контентных услуг.
Маркетинговые инициативы ОАО «МТС» направлены на рост доли дополнительных
услуг в текущей структуре доходов.
Следует отметить, что разработка тарифных планов осуществляется с учетом
региональной специфики, что позволяет выводить на рынок предложения,
адаптированные 0262026802к ситуации в каждом конкретном регионе. Цель инициатив
заключается в стимулировании голосового и неголосового трафика и потребления
контентных услуг, повышении уровня обслуживания абонентов.
В 2009 году усилия ОАО «МТС» направлены на сохранение лидерства на рынке по
ряду ключевых показателей деятельности, в первую очередь – по доходам, на
сохранение финансовой стабильности.

Анализ тенденций рынка связи и телекоммуникаций
В течение последних нескольких лет рынок услуг сотовой связи в России развивался
очень высокими темпами. Продолжительное время наблюдалось ежегодное удвоение
абонентов сотовой связи в стране (за исключением 1998 года), что было обусловлено
постоянным расширением целевых сегментов и охватом все более широких слоев
населения, а также снижением уровня цен, как на услуги, так и на абонентское
оборудование. В 2005 году впервые проявилась, а с 2006 года продолжилась тенденция
снижения темпов роста абонентской базы операторов сотовой связи, что типично для
ситуации постепенного насыщения рынка. В течение 2008 года среднеквартальные
темпы прироста абонентов остались примерно на том же уровне, что и в аналогичном
периоде прошлого года и составили около 3%. Анализ факторов и условий, влияющих на деятельность: Снижение темпов роста количества абонентов можно связать с постепенным
насыщением рынка, и концентрацией операторов на «качестве» абонентской базы. В
соответствии с этим маркетинговые усилия операторов смещаются от привлечения
новых абонентов в сторону обеспечения лояльности и повышения доходности
существующих абонентов, а также привлечения в свою сеть абонентов компаний-
конкурентов. В 4 квартале 2008г. доля регионов (за исключением Москвы и МО, а также Санкт-Петербурга и ЛО) в суммарном приросте абонентов в России составила около 78%.
Таким образом, региональные рынки являются основным источником роста
абонентских баз операторов за счет новых абонентов. В связи с этим освоение
региональных рынков является важным направлением в работе операторов сотовой
связи. По итогам 4 квартала 2008 года уровень проникновения услуг сотовой связи достиг
129,4%, что ставит Россию в ряд наиболее развитых телекоммуникационных рынков
мира. В настоящее время операторы сотовой связи реализуют ряд новых
маркетинговых инициатив, включающих вывод сегментно-ориентированных
предложений, расширение спектра дополнительных услуг, а также программ,
направленных на повышение качества обслуживания абонентов. Можно ожидать, что
это приведет к росту интенсивности потребления услуг сотовой связи и удержанию
доходов в расчете на одного абонента на высоком уровне.

Анализ конкурентов на рынке сотовой связи
Основными конкурентами ОАО «МТС» в масштабах России являются «федеральные»
операторы сотовой связи: ОАО «ВымпелКом» и ОАО «МегаФон». Кроме того, на
уровне отдельных регионов крупными конкурентами являются несколько
межрегиональных операторов, таких как Tele2, СМАРТС, «Уралсвязьинформ», а также
ряд региональных операторов, преимущественно действующих в пределах одного
субъекта Федерации. В настоящее время ОАО «МТС» продолжает совершенствовать свою маркетинговую политику. Основными задачами в области маркетинга являются: контроль оттока, повышение качества клиентского сервиса, качества работы в роуминге,
совершенствование межоператорского взаимодействия, развитие бизнеса в области
междугородней и международной связи, оптимизация расходов.
Компания нацелена на дальнейшее укрепление своих позиций, используя и развивая
факторы, определяющие конкурентоспособность оператора на рынке. Среди основных
факторов конкурентоспособности ОАО «МТС» следует выделить: широту охвата сети
и внутрисетевого роумина, традиционно высокое качество услуг связи, выгодные
тарифные предложения, учитывающие потребности различных сегментов, широкий
спектр дополнительных услуг. Эти факторы позволяют компании постепенно
увеличивать уровень доходов, как за счет роста абонентской базы, так и за счет
увеличения интенсивности потребления услуг.

Комментариев нет:

Отправить комментарий